Перед выпуском продукции в реализацию изготовители и импортеры должны провести ряд обязательных испытаний. Процедура проводится с целью получения разрешительных документов, подтверждающих безопасность и соответствие требованиям законодательства. К самым распространенным документам относятся:
- сертификаты и декларации о соответствии, в том числе пожарной безопасности;
- свидетельства о гос. регистрации (СГР) Роспотребнадзора;
- регистрационные удостоверения (РУ) Росздравнадзора и др.
Документация выдается после испытаний в лаборатории, а при необходимости – производственных проверок, которые проводятся согласно требованиям стандартов ГОСТ, ТУ изготовителя или технических регламентов ЕАЭС. Однако некоторые товары не попадают под ТР ТС и прочую нормативную документацию РФ и других стран ЕАЭС, поэтому государственной регистрации или иным формам оценки не подлежат. В этом случае производители и импортеры могут провести добровольную проверку качества или оформить отказное письмо (далее – ОП). Помощь в оформлении документов можно получить в центр сертификации и стандартизации в Москве. Чтобы узнать цену и сроки, можно воспользоваться бесплатной консультацией экспертов.
Зачем предприятию нужно оформлять ОП?
ОП – информационный документ, который не подтверждает качества и безопасности выпускаемых изделий, а только свидетельствует об отсутствии необходимости проведения оценочных процедур.
Поскольку для контроля безопасности товаров законодательство предусматривает разные формы, схемы и системы оценки, письма также бывают разных видов:
- отказное письмо о сертификации товара – свидетельствует об отсутствии необходимости оформления сертификатов и деклараций по ТР ТС или в национальной системе РФ (по ПП РФ № 2425);
- ОП Роспотребнадзора – свидетельствует о том, что на изделие не распространяются санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования;
- ОП Росздравнадзора – подтверждает, что перед выпуском продукции не требуется гос. регистрация;
- ОП от МЧС – об отсутствии необходимости в проведении проверки пожаробезопасности по ФЗ № 123.
Документ может потребоваться в процессе торговли, например, при заключении договоров, если заказчик желает получить подтверждение того, что поставляемое изделие не подлежит оценке соответствия.
Импортеры оформляют отказное письмо для таможни при ввозе товаров в РФ, поскольку у работников ФТС могут появиться сомнения в процессе идентификации изделия и потребуется обоснование отсутствия разрешительной документации. Наличие ОП поможет импортеру избежать лишних трат времени и средств, связанных с простоями груза на таможне, спорными ситуациями и разногласиями.
Отдельного списка товаров, не подлежащих оценке соответствия, на уровне законодательства не утверждено. ОП получают на любой вид продукции, которая не попадают в перечни нормативно-правовых актов РФ и ЕАЭС. ОП могут запросить:
- надзорные и контролирующие органы – в процессе проверок деятельности предприятия;
- организаторы конкурсных торгов – при участии компании в тендерах по ФЗ № 44 или ФЗ № 223;
- администрация маркетплейсов – при размещении товаров на продажу;
- сотрудники таможенной службы, бизнес-партнеры, банковские учреждения и т.д.
Какие сведения содержатся в ОП
Отказное письмо по сертификации продукции оформляется в произвольном порядке – специальных бланков для ОП не существует. Однако все письма имеют одинаковое содержание. Документ включает в себя следующие сведения:
- наименование компании-заявителя, местонахождение и реквизиты;
- название продукта или каждой товарной позиции, если ОП оформляется на линейку (ассортимент) продукции;
- коды ОКПД 2, ТН ВЭД ЕАЭС;
- нормативно-правовой акт, на основании которого принято решение о выдаче письма;
- порядковый (регистрационный) номер;
- дата выдачи;
- название, реквизиты центра сертификации, выдавшего ОП;
- подпись лица, оформившего документ, скрепленная печатью центра.
Сколько действует документ?
Отказное письмо для торговли оформляется на бессрочный период. Иногда ОП может выдаваться на один год. Переоформить документ необходимо, если:
- Изменится название компании-заявителя.
- Расширится линейка товаров.
- В законодательную базу будут внесены изменения. К примеру, на продукцию, заявленную в ОП, вступит в силу тех. регламент или она будет включена в перечни ПП РФ № 2425, Федерального Закона № 123 (о пожарной безопасности), Решения КТС № 299 и др.
В перечисленных случаях документ утрачивает силу, его необходимо переоформить с учетом происшедших изменений.
Как происходит оформление ОП?
Чтобы получить письмо, предприниматели обращаются за помощью к специалистам центра сертификации. Для этого нужно заполнить заявку, подготовить запрашиваемую документацию и информацию:
- реквизиты и сканы ИНН, ОГРН заявителя;
- описание характеристик изделия с признаками, идентифицирующими его (коды по классификатору ОКПД 2 и товарная номенклатура ТН ВЭД);
- внешнеторговый контракт на поставку партии, если ОП оформляется импортером для предъявления на таможне.
Процедура не требует значительных затрат времени, поскольку продукт не нужно проверять в лаборатории, а также проводить производственный аудит. Для оформления ОП проводится анализ полученных от заявителя сведений и документов, идентификация по кодам ТН ВЭД, ОКПД 2. После того, как эксперт центра удостоверится в том, что изделие не подлежит обязательному подтверждению соответствия, заявитель получает письмо.
У изготовителей и импортеров может возникнуть вопрос – нужно ли получать отказное письмо, если на изделие уже оформлен добровольный сертификат? Наличие этого документа не заменяет ОП, поскольку проводить сертификацию качества по собственной инициативе можно и для продукции, которая подлежит обязательной проверке безопасности и качества.
Прежде чем получить ОП, необходимо изучить все требования и нюансы законодательства в области сертификации продукции. Лучше доверить эту процедуру экспертам.
Поможем оформить любой документ для бизнеса с минимальным участием заявителя в процессе. Обращайтесь, консультации предоставляются бесплатно!
Документ оформляют изготовители и импортеры продукции, на которую не распространяется действие тех. регламентов ЕАЭС, Постановления Правительства РФ № 2425, Федерального Закона РФ № 123-ФЗ или Решения КТС № 299. Такие товары не подлежат оценке соответствия. ОП официально подтверждает данный факт и помогает в решении разногласий с надзорными органами.
Стоимость ОП зависит от разных факторов:
- срочности оформления;
- вида отказного письма;
- ассортимента товаров, на которые необходимо оформить документ;
- необходимости получения дополнительных услуг центра сертификации.
Для получения детальной информации о цене документа и сроках оформления необходимо обратиться к сотрудникам центра.
ОП требуется для реализации изделий, в отношении которых законодательные акты не требуют обязательной оценки, например:
- спорттовары;
- зоотовары (кроме кормов);
- сувениры, декоративные и ювелирные украшения;
- металлопрокат и крепеж;
- некоторые виды стройматериалов;
- лесоматериалы, деревянные изделия;
- заколки и бижутерия (кроме детских).